Спрашивайте - ответим!

   Часто именно в этом возрасте родители замечают, что ребенок стал «неуправляемым». С позиции родителей слово «неуправляемый» очень точно передает новый характер взаимоотношений. Дело в том, что c середины подросткового возраста, а это приходится именно на 6–7 классы, в человеке постепенно формируются автономные способы поведения, идущие из его потребности чувствовать себя «взрослым». В сознании ребенка и подростка взрослость ассоциируется с самостоятельностью, независимостью. Если в детстве ребёнок, несмотря на несогласие, все-таки подчинялся взрослым, то подростковый возраст как раз и характерен тем, что он позволяет себе не слушаться, делать по-своему, и, как это ни грустно, именно в этом процессе идет оттачивание по-настоящему самостоятельного поведения. Закономерность заключается в том, что, чем больше взрослые «давят», чем меньше дают ему возможность самому решать, тем яростнее сопротивление. В результате могут сформироваться такие черты личности, как чрезмерная критичность, стремление всегда возражать, негибкость в реализации своих желаний. Все это происходит в том случае, если взрослые не учитывают эту новую потребность подростка и не идут ему навстречу. Чтобы снизить градус «неуправляемости», родителям следует менять свои стратегии взаимодействия с подростком – подросшим ребенком. Вместо указаний предлагать договор. Вместо упреков – совместное обсуждение. Вместо однозначных требований – веер вариантов. Вместо деклараций – обращение «А как ты сам думаешь?» Разговаривать не о том, что важно взрослым (например, о школьных отметках), а о том, что интересно подростку. Этим родители будут показывать своему сыну или дочери, что они ценят их мнение, считаются с ними, радуются их взрослению. В этом случае удовлетворение своего «чувства взрослости» у подростка будет протекать в более адекватных формах.