Спрашивайте - ответим!

Ответ: Если ногти грызет подросток – человек, который в силу своего возраста уже может контролировать свои действия, отдавать себе отчет в том, как он выглядит в глазах окружающих, который уже, вероятно, неоднократно слышал замечания по этому поводу, – то есть основания рассматривать эту привычку одно из навязчивых невротических проявлений человека.

Ответ на вопрос, что делать, распадается на две части: что необходимо делать, и что не надо делать, так как часто взрослые, борясь с этой привычкой своего ребенка, делают именно неправильные действия, которые либо просто не ведут к желаемому результату, либо еще более закрепляют эту привычку.

Итак, что НЕ ДЕЛАТЬ:

Не наказывать за это.
Не стыдить, не высмеивать.
Не пугать (мол, пальцы или зубы станут кривые и проч.).
Не мазать пальцы горчицей и проч.

В целом – не фиксировать чрезмерно внимание подростка на этой привычке и не связывать это действие с его негативными эмоциями.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Относиться к этому с юмором (искренне) и научить его относиться также.

Рассказать честно подростку про свои детские вредные привычки и свои страдания по поводу родительских замечаний.

Вместе придумать всякие веселые способы контролировать свои действия (а не бороться с вредной привычкой). Например, иметь в нагрудном кармане леденцы либо что-то другое, приятное, и когда рука тянется ко рту – дотянуть ее до кармана с леденцами. Либо еще проще: как только рука потянулась – спеть про себя куплет какой-то песенки или медленно досчитать до 50, или посмотреть на свои руки и сказать что-то про себя каждому пальчику – а затем уже страстно начинать свое любимое занятие. Можно завести дневник и отмечать: сколько минут ты предавался любимому делу, для этого не забывать записывать точно время – начало и конец «процедуры».

Подумать, что же в отношениях вашего подростка с миром (и с кем именно) вызывает тревогу, напряжение, страх, который он не имеет возможности высказать словами, и потому это «выходит» из него в форме невротический действий.

И последнее. Если речь действительно идет не о маленьком ребенке, а о подростке, не пытайтесь что-то сделать с ним, даже во благо, пусть он сам делает что-то с собой, делайте вместе, поделитесь с ним этой информацией и уважайте его право самому решать, от каких привычек он готов избавляться. Именно такие отношения уменьшают основу для невротического развития.