Городской просветительский проекте «Арт-субботы»



   В течение учебного года педагоги объединения «ИКАр» Елена Львовна и Андрей Павлович Бородовские участвуют в Городском просветительском проекте «Арт-субботы».

    На этот раз, 2 февраля, на беседу с элементами экскурсии по теме «Древняя Сибирь» были приглашены ученики начальных классов СОШ № 94.

   Школьники познакомились с традиционными жилищами народов Сибири, которые чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены – это ребята увидели на слайдах и на большом плакате. Сегодня эти жилища в основном наземные, но в прошлом могли быть и подземными (землянки, полуземлянки), а в сырых местах и на побережье — свайными, устроенными на помостах. По конструкции эти постройки чаще всего каркасные, реже — бескаркасные, в том числе срубные. Обучающиеся узнали, что жилища народов Сибири в зависимости от образа жизни населения (кочевой, полукочевой, оседлый, полуоседлый) были как стационарными (землянка, сруб, голомо), так и переносными (чум, яранга, юрта) или передвижными (балок). Основной вид жилища оленеводов, жителей тундры и лесотундры (ненцы, энцы, нганасаны) и тайги (эвенки, ханты, манси, селькупы, кеты, алтайцы, тофалары, тувинцы-тод-жинцы, народы Амура), — чум, коническая переносная постройка диаметром от пяти до восьми метров. У охотников и рыболовов тайги (ханты, манси, селькупы, кеты) жилища более многообразны. Кроме чума, это различные землянки и полуземлянки, летние каркасные постройки из жердей и коры: полусферические, односкатные, двускатные, прямоугольные с крышей разной формы, а также срубные дома.

   Ребята совершили виртуальное путешествие в чум – жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Познакомились со способом установки, транспортировки жилища, последовательностью разборки, попробовав объяснить, почему чум являются наиболее оптимальным и универсальным жилищем северных народов в условиях тайги и тундры. Чум относится к простейшим формам искусственно создаваемого жилья, к которым человек обратился на очень ранних этапах истории.

   Познакомились ребята и с чукотским жилищем – ярангой, традиционном переносным или стационарным жилищем чукчей. Аналогичные имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимовсов, коряков, эвенов, юкагиров. Участникам проекта было предложено сделать макеты изученных жилищ или «оживить» одну из иллюстраций с изображением яранги, раскрасив ее остов, покрыв его оленьими шкурами или брезентом, в зависимости от времени сооружения  яранги, построив в ней очаг и населив ее жителями.